НА ГЛАВНУЮ Учебный художественный музей И.В. Цветаев Оргкомитет Участники Материалы Полезные ссылки Библиотека


Журбина А.В.
ИМЛИ
Журбина Е.В.
МГУ

Изображение «неизобразимого»: образы ветров в словесности и в изобразительном искусстве Античности.

          В античном сознании представление о ветрах ещё со времени Гомера (Одиссея, X, 1 слл.) находится между персонификацией и простым изображением сил природы. Отражение этого общего мифологического понятия мы находим как в литературе, так и в искусстве. То мы видим надутые паруса корабля и читаем о «грозных» или «нежных» ветрах, то наблюдаем сцену похищения крылатым Бореем Орифии и узнаём историю (более позднюю) любви Зефира к юному Гиацинту.

          Проблема характера изображения сил природы, неважно, вербально или визуально, совершенно очевидна. Тем более она интересна, если мы обратимся к образу ветра, которого, в отличие от реки, молнии, радуги и пр., нельзя увидеть, но можно лишь почувствовать.

          Ветры считались в Античности божественными сущностями, им ставились храмы и алтари, возносились мольбы; они были участниками (подчас решающими) различных мифологических сюжетов, где их роль варьировалась от простого орудия в руках высшего божества до главного персонажа. Конкретный образ этой божественной сущности был строго необходим как для поклонения, так и для художественного представления.

          Как для словесного, так и для визуального изображения существует полностью антропоморфный вариант образа ветра, снабжённый различными атрибутами: крыльями, бородой, развевающимися одеждами и т.д. В изобразительном искусстве выделяются ещё два типа. В одном варианте, когда изображение частично антропоморфно, ветер предстаёт в виде мужской головы, которая дует в определённом направлении. Или же ветер представлен полностью не-антропоморфно: в виде развевающихся складок одежды, надутых парусов и пр. Кроме того, ветры могут означать сезоны: при этом они заимствуют иконографию у Ор, богинь времён года.

          В литературе же для описания не-антропоморфного варианта используется, в первую очередь, ряд эпитетов, которые и детализируют представление читателя о том, что описывается в тексте.

          Доклад планируется посвятить анализу общего мифологического представления о ветре в Античности и сравнению техники и принципов его изображения в словесности и изобразительном искусстве.




Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева
отдел Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина
при Российском Государственном Гуманитарном Университете
НАШ
E-mail



Используются технологии uCoz