НА ГЛАВНУЮ Учебный художественный музей И.В. Цветаев Оргкомитет Участники Материалы Полезные ссылки Библиотека


Д.О. Торшилов
Институт восточных культур и античности РГГУ

Возможные объяснения аллегорических толкований Гомера Метродором из Лампсака.

          Этимология (в древнем смысле слова) обычно понимает имя как своего рода изображение. Это представление отражено, например, во многих рассуждениях платоновского "Кратила". Традиция аллегорического толкования прозведений классических поэтов на протяжении всего своего существования в Греции тесно связана с этимологизированием; философское обоснование эта традиция находила, например, в учении стоиков о логосе. Таким образом, всегда сохраняется некоторая непрерывность перехода между образом и смыслом. Известен один аллегорист, порвавший с устоявшимися объяснениями; это Метродор из Лампсака, ученик Анаксагора. Учение его известно по одному краткому пересказу. В отличие от всей традиции, толковавшей богов как светила и стихии (т. наз. "физическая аллегория") или как нравственные качества ("этическая аллегория"), Метродор толковал богов как органы человеческого тела (Деметру как печенку, Диониса как селезенку, Аполлона как желчь), а героев "Илиады" - космологически. Требуют объяснения, во-первых, причины совершенного Метродором переворота, во-вторых, объяснения частных толкований. Первое, на наш взгляд, связано с решительным отрицанием Анаксагором представления об одушевленности светил и его учением об уме, полностью отделенном от стихий и приводящим их в порядок, но руководящим при этом каждым живым существом; сам Анаксагор отождествил ум с Зевсом, а Метродор развил метафору, поняв мир смертных как руководимый Зевсом физический космос, а богов найдя внутри живого существа. Что касается частных толкований, то отождествления героев удовлетворительно объяснены Бюффьером; что касается отождествлений богов, нужно, во-первых, обратиться к современным Метродору медицинским представлениям, во-вторых, помнить о стабильности аллегорической традиции, которой было необходимо объяснить прежде всего некоторые эпизоды поэмы - битву богов, обман Зевса, подвешивание Геры.





Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева
отдел Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина
при Российском Государственном Гуманитарном Университете
НАШ
E-mail



Используются технологии uCoz