НА ГЛАВНУЮ Учебный художественный музей И.В. Цветаев Оргкомитет Участники Материалы Полезные ссылки Библиотека


Т.А. Михайлова
кафедра германской и кельтской филологии МГУ

Котёл из Гундеструпа как образ эпического текста.

         Серебряный котел, найденный в 1891 г. в торфяном болоте возле селения Гундеструп (Ютландия, Дания) считается одним из наиболее интересных памятников религии континентальных кельтов, несмотря на сомнительность самой атрибуции (ряд исследователей предполагает его фракийское происхождение). Находка датируется 2-1 вв. до н.э. Котел состоит из семи внешних пластин, на которых, предположительно, изображены божества, и пяти – внутренних, на которых вычеканены сцены эпического характера. Как на внешних, так и на внутренних пластинах изображены антропоморфные существа, явно различающиеся между собой по их значимости (боги, герои, простые воины), маркированной размерами фигур. Кроме того, на котле изображены животные (слоны, псы, львы, грифоны, змеи, дельфины, олени, быки, птицы), часть которых является не характерной для кельтов, в то время как ряд других находит параллели как в пиктских рисунках на камнях, так и в поздних островных иллюминированных рукописях.

         Котел из Гундеструпа имеет долгую историю изучения. Интересными являются попытки провести параллели между отдельными изображениями и сценами и конкретными сюжетами ирландского и валлийского эпоса. В то же время, с известной долей осторожности, можно представить котел как единое целое – символическое изображение микро-косма (аналогично щиту Ахилла, шаманскому бубну, пирогу царевны-лягушки и проч.).

         Наша задача – на примере котла из Гундеструпа продемонстрировать особую символическую изобразительность, имеющую древнее происхождение, но при этом получившую дополнительный смысл при условии пред-письменного функционирования текста, базирующуюся на визуализации реальности как главном способе ее воспроизведения. Такая «символическая письменность», как кажется, характерна для Античной культуры в целом (ср. также «образы будущего» Дельфийского оракула и проч.), но также имеет место в изобразительной культуре раннего Христианства. Необходимым условием для появления «текстов» подобного рода мы полагаем наличие единого пласта базовых фоновых знаний общности, причем собственно языковой (лингвистичесакий) момент здесь утрачивает первостепенное значение.




Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева
отдел Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина
при Российском Государственном Гуманитарном Университете
НАШ
E-mail



Используются технологии uCoz