НА ГЛАВНУЮ Учебный художественный музей И.В. Цветаев Оргкомитет Участники Материалы Полезные ссылки Библиотека


Л.Ю. Герасимова
Институт лингвистики РГГУ

Западный фронтон храма Зевса в Олимпии глазами современников и представителей других эпох: восприятие и интерпретации.

          Западный фронтон раннеклассического храма Зевса в Олимпии довольно хорошо известен. Однако, что и для чего изобразил неизвестный нам мастер, создавший скульптурную композицию? Мы ставим целью понять, что могли видеть на фронтоне посетители Олимпии – современники и представители поздних эпох. Также мы коснемся отличающихся разнообразием современных интерпретаций фронтона.

          Тема западного фронтона – битва лапифов и кентавров на свадьбе Пирифоя; на фронтоне храма в Олимпии появляется один из первых известных нам монументальных образцов фессалийской истории. Описание фронтона есть в тексте Павсания (V. 10. 8). Однако Периэгет называет центральную фигуру Пирифоем, в то время как сейчас доказано (есть иконографические свидетельства), что в центре фронтона скульптор изобразил Аполлона, величественным жестом руки останавливающего сражение. Почему же Павсаний ошибся? Он (видимо, как и его гиды) не мог поместить западный фронтон в контекст храма и святилища. Павсаний ищет сюжетно-генеалогические обоснования кентавромахии на фронтоне храма: Периэгет объясняет появление Пирифоя и Тесея (рядом с Пирифоем) на фронтоне главного храма Олимпии происхождением первого от Зевса, а второго – от Пелопса.

          Впрочем, и современные исследователи, интерпретируя западный фронтон с учетом того, что на нем присутствует Аполлон, зачастую отталкиваются от устоявшихся концепций древнегреческого искусства, религии или истории. Например, Г. фон Айнем опирается на некие общие представления о характере Аполлона [1]. Особой популярностью пользуются такие «общие места», как «панэллинизм» или же оппозиция «греки-варвары», ставшая, как считается, особенно актуальной во время греко-персидских войн. Кентавры в этом случае символизируют диких варваров или, конкретно, персов, а вся композиция демонстрирует превосходство греческой цивилизации [2]. Р.Р. Холлоуэй предлагает посмотреть на оформление храма глазами древнего грека, приехавшего в Олимпию, и утверждает, что скульптурная программа храма была нацелена на то, чтобы через выбор сюжетов (географические ассоциации) подчеркнуть связи Олимпии со всем греческим миром [3]. Но здесь встает вопрос: посмотреть на храм глазами какого грека, какого времени? Ведь Павсаний не увидел того, что увидел современный ученый.

          Попытка понять смысл фронтонной композиции исходя из конкретного историко-культурного контекста делается У. Зинном, который полагает, что западный фронтон отражает роль Олимпии как арбитра между греческими полисами после греко-персидских войн: в святилище существовал некоторое время третейский суд. Кентавры и лапифы находятся в родственных отношениях и не противопоставляются друг другу как варвары и греки [4]. Одна археологическая находка 1965 г. позволяет раскрыть атмосферу того периода, который длился совсем недолго, и который трудно было бы вычленить исходя из общих тенденций древнегреческой истории. Даже в эпоху Павсания ученые умы уже не могли объяснить значение кентавромахии в скульптурном оформлении храма Зевса.

          Думается, что У. Зинн приблизился к тому, чтобы посмотреть на западный фронтон глазами грека того времени, когда этот фронтон создавался. Современники не оставили описания фронтона, но тексты трагиков (Aeschyl. Eum. 19, 616-618) и Пиндара (Ol. III; VI. 59-70), тексты договоров между греками с упоминанием Аполлона, как нам кажется, соответствуют духу западного фронтона: Аполлон, косвенно связанный с Олимпией, – не конкретный мифологический образ, не аллегория, а «идеальный концепт» мировоззрения того времени – выступает как пророк Зевса, вершащий его волю, наказывающий тех, кто нарушает законы Зевса, в том числе закон гостеприимства, и призывает греков к правовому урегулированию конфликтов между ними.

Примечания:

[1] Einem H. von. Zum “Apoll” vom Westgiebel des Zeustempels in Olympia. B., 1967.

[2] См., например: Colvin S. On Representations of Centaurs in Greek Vase-Painting // JHS. 1880. Vol. 1. P. 109; Knell H. Mythos und Polis: Bildprogramme griechischer Bauskulptur. Darmstadt, 1990. S. 79—94.

[3] Holloway R.-R. Panhellenism in the Sculptures of the Zeus Temple at Olympia // Greek, Roman and Byzantine Studies. Durham, 1967. Vol. 8. № 2. P. 93—101.

[4] Sinn U. Apollon und Kentauromachie im Westgiebel des Zeustempels in Olympia. Die Wettkampfstatte als Forum der grieshischen Diplomatie nach den Perserkriegen // AA. 1994. H. 4. S. 585—602.




Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева
отдел Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина
при Российском Государственном Гуманитарном Университете
НАШ
E-mail



Используются технологии uCoz