НА ГЛАВНУЮ Учебный художественный музей И.В. Цветаев Оргкомитет Участники Материалы Полезные ссылки Библиотека


З.Р.Гафурова
Московский государственный технологический Университет (МИСИС)

К вопросу о понятии «образ города»: античный след.

          Понятие «образ города» переживает настоящий бум популярности. Выходит много изданий, в текстах которых обыгрывается тематика «образа города». Складывается впечатление, что это понятие – архисовременное. Однако оно имеет античные корни: мы встречаемся с ним уже у Гомера. В «Илиаде» Ахиллес, обращаясь мыслями к родине, говорит о «счастливой Фтии», Зевс и Агамемнон - о «широкоуличной Трое»; в «Одиссее» герой вспоминает «волнообъятую», «солнечносветлую Итаку» и т.д. Что же выражают эти словосочетания, если не образ города? Образ, мысленное изображение города возникает у героев гомеровских произведений ради необходимости – когда требуются физические и душевные силы, чтобы преодолеть возникшие трудности. Согласно Цицерону, изображение ради необходимости – древнее, чем-то, что изображено ради наслаждения (De oratore, 55,185). Иначе говоря, образ города «сопровождал» античный люд в его жизненных перепетиях, еще даже не будучи дискурсивно выделенным.

          Город-государство был центром социальной жизни в эпоху античности. Более того, он признавался (Аристотель) естественной формой человеческого сообщества. Город, следовательно, важнейшее политическое понятие античности. В отличие от понятия «город», «образ города» входит в сферу интимного переживания человека. Т.е., относясь генетически к разряду географических образов, образ города занимает особое место в сознании человека. Указанное различие можно отметить переводом этих понятий на язык философии Аристотеля и философии Платона. Философия Аристотеля – это наука о чувственно-воспринимаемых телах, поэтому понятие «город» анализируется через аристотелевские положения: принцип меры, форма и материя, организм и среда и т.д. Платонизм же, преступающий грани чувственности, оперирующий идеальными объектами, более подходит к анализу понятия «образ города». Не случайно, самый знаменитый античный архитектурный трактат Витрувия, как и более поздние архитектурные теории Альберти содержит более «аристотелевского», нежели от платонизма. По Платону, образ (эйдос) города – это умопостигаемая, нетленная и вечная идея, идеал и образец одновременно. В эпоху Римской империи, когда рушилось основание экономической жизни и политического единства империи, именно «образ города» объединял людей. У Апполинария Сидония, у Аммиана Марцелина и др. римских литераторов есть яркие описания отъезда знати из заброшенных властью городов, жизни меценатов за городом, когда некоторой их (отъехавших) духовной и объединяющей составляющей выступает образ города (в данное время «загаженного суетностью, дрянью, вечным шумом и т.д.»).

          Духовное зрение обостряет телесное. Как отмечал другой позднеримский мыслитель, Плотин, мир идей может пробуждать в нас чувственное волнение. Более того, удовольствие (наслаждение), которое мы получаем от образа, не может дать ни одна реальная вещь. Образ города (или идея города, ибо идея и есть образ), по Платону, есть трансцендентная метафизическая сущность, тогда как сам город – посюсторонний объект, но тленный и лишенный бессмертия, чем обладает образ города. Отсюда, как ни парадоксально, влияние образа города на человека гораздо глубже влияния самого города.

          В связи с этим, можно с радостью констатировать, что в конце прошлого – начале нынешнего веков появились прекрасные работы Ж.Ле Гоффа (Франция), Д.Н.Замятина (Россия) в области истории, культуры и пространства, в которых указаны основные направления в изучении образа города, а само понятие заняло достойное место в современных исследованиях. Перефразируя знаменитого римского архитектора Витрувия, сказавшего: «Все дары судьбы могут быть легко ею отняты; внедренные же в умы знания никогда не изменяют, но непоколебимо остаются до самого конца жизни», мы можем сказать в пользу нашего понятия: «Все города могут быть разрушены, но образ города живет в нашем сознании до конца жизни».




Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева
отдел Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина
при Российском Государственном Гуманитарном Университете
НАШ
E-mail



Используются технологии uCoz